Взаимодействие с юристом, как правило, основано на личной консультации и непосредственном участии в судебных заседаниях.
Однако с развитием цифровых технологий фактическая удаленность юриста от заказчика не влияет на результат оказания юридических услуг, а более того, создает предпосылки для более квалифицированной и эффективной юридической помощи.
Не является исключением практика взаимодействия Global Consulting Group (далее по тексту – GCG) с удаленными клиентами. Первый этап становления дистанционной работы был основан на оказании консультационных услуг путем использования видеоконференцсвязи. Однако в последующем такое взаимодействие переросло в порядок электронного документооборота в рамках договорной работы, связанной с оформлением и правовой экспертизой проектов документов. При этом представительство в удаленных судах производилось путем направления уполномоченного представителя по месту рассмотрения спора. Систематические поступления поручений из других регионов по представлению интересов клиентов в судах Пермского края выстроили эффективный порядок взаимодействия с представителями ключевых регионов России, как представителей малого и среднего бизнеса, так и крупных компаний и холдингов. Практика существенно возросла с введением электронного документооборота в системе арбитражных судов. Ведь на сегодняшний день основной объем гражданских дел, связанных с сопровождением споров в судах GCG, основан на формате дистанционного взаимодействия с судом, его рассматривающим. В частности, путем использования электронной цифровой подписи подаются все процессуальные документы в арбитражные суды с учетом территориальной подсудности. Где предполагается необходимость участия представителя, обеспечивается формат участия в судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи. Следует признать, что не во всех случаях такой формат реализуем, так как зависит от технической возможности судов. Зачастую некоторые ходатайства по проведению заседания в таком формате отклоняются со ссылкой на отсутствие технической возможности суда. При реализации процедуры видеоконференцсвязи в судебном заседании обеспечивается возможность объяснения лиц, участвующих в деле, и иных участников арбитражного процесса. Путем использования систем видеоконференцсвязи лицом, участвующим в судебном заседании, могут быть также представлены в арбитражный суд, рассматривающий дело, письменные доказательства, иные документы и материалы.
Оптимальным является формат дистанционного взаимодействия и в рамках приказного производства и рассмотрения дела арбитражным судом в порядке упрощенного производства. Ведь данные форматы процессуально не требуют личного участия представителя.
Как отмечает руководитель GCG Фидарис Нигматуллин, использование дистанционной работы решает несколько задач. Вопервых, снижает издержки клиента при взаимодействии как с самим клиентом, так и судом. Вовторых, такой формат дает возможность выбора квалифицированного узкого специалиста без привязки к территориальной удаленности. Благо, технические возможности для такого эффективного взаимодействия существуют.
В заключение можно отметить, что с дальнейшим развитием цифровых технологий сфера оказания возмездных юридических услуг существенно изменится, фактически размоются территориальные границы между потенциальным поставщиком и потребителями юридических услуг. Скорость взаимодействия и порядок документооборота возрастут в разы. Адаптацию к прогрессивно меняющимся условиям GCG проходит, что с уверенностью дает существенные преимущества для его клиентов в рамках судебной защиты.